Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@

Инструкция Пользования Мобильной Связью На Предприятии

09.05.2015
Инструкция Пользования Мобильной Связью На Предприятии

инструкция пользования мобильной связью на предприятии

БУХГАЛТЕРИЯ

Не доводи до предела Затраты на услуги мобильной связи Другой вариант – внести в трудовой договор или должностную инструкцию работника условия о том, что для Поэтому хорошо, если на предприятии практикуется Подобный вариант пользования мобильной связью вполне.

Мобильный телефон работника на службе у предприятия

– Закон о прибыли Закон Украины от 28.12.94 г. № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР) – Закон об НДС Закон Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» – Инструкция № 5 Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5 Мобильная связь на предприятии уже давно не в диковинку. Тем не менее, она не перестает быть неиссякаемым источником вдохновения (да простят нас читатели за банальность), когда речь идет о нюансах налогообложения, искусстве документирования и премудростях бухгалтерского учета. Не является исключением и настоящий материал, в котором речь пойдет о таком явлении в мобильной связи, как лимитирование. На практике это явление имеет, как правило, следующие формы выражения: - первый вариант — лимитирование расходов на мобильную связь для сотрудников; - второй вариант — безлимитное подключение. В первом варианте речь идет о лимите, искусственно созданном на конкретном предприятии. Здесь инициатором установления лимита является руководство предприятия. Оно же в дальнейшем выступает и «органом правосудия» в отношении соблюдения такого лимита: определяет санкции за его нарушение и карает виновных. Во втором варианте рассматривается обратная сторона лимита — так называемое безлимитное подключение к оператору мобильной связи. Здесь инициатором лимита (а точнее — его отсутствия) выступает оператор мобильной связи, который за определенную фиксированную плату предоставляет возможность неограниченного пользования своими услугами. Теоретически возможен еще один вариант использования лимитов — это комбинация первых двух вариантов. Хотя на практике этот вариант, нанаш взгляд, лишен логики: неразумно платить за безлимитное подключение оператору, с одной стороны, и устанавливать лимиты для сотрудников — с другой. В данной статье мы сосредоточимся на особенностях налогового и бухгалтерского учета первого варианта лимитирования, поскольку все проблемы использования безлимитной мобильной связи в основном сводятся к общему случаю доказательства связи понесенных расходов с хозяйственной деятельностью. Есть лимит! Kак мы уже отметили, первый вариант лимитирования рождается внутри конкретного предприятия, то есть является плодом субъективного желания руководства. На практике к этому достаточно простому способу контроля и планирования расходов на мобильную связь прибегают многие предприя-тия, иногда не задумываясь до конца над последствиями своих действий. Часть этих последствий лежит в области трудового права и «бьет по карману» сотрудников1. Другая же часть может очень неприятно (и главное — неожиданно!) ударить рикошетом по налоговому учету самого предприятия. Поэтому сосредоточимся именно на них — проблемах, которые могут возникнуть в налоговом учете предприятия, решившего ограничивать (лимитировать) расходы на мобильную связь. А для того, чтобы разобрать эти проблемы «по косточкам», предлагаем читателям вместе с нами ответить на приведенные ниже вопросы. ВОПРОС 1 Зачем нужен лимит? Размышляя над необходимостью установления лимита, некоторые предприятия оказываются под воздействием мифа, связанного с лимитированием мобильной связи: наличие лимита является бесспорным подтверждением того, что расходы в пределах лимита включаются в состав валовых расходов. Логика здесь следующая: говорить о том, что все разговоры по служебным мобильным телефонам ведутся исключительно с производственной целью — форменное лицемерие. Таким образом, устанавливая лимит, предприятие как бы официально «признается» в том, что на производственные разговоры отводится лишь определенная фиксированная сумма в пределах лимита. Все, что превышает эту сумму, считается расходами на непроизводственное (нехозяйственное) использование мобильной связи. Kазалось бы, этот постулат выглядит достаточно убедительно, если бы не одно «но» — вывод, следующий из таких умозаключений. Kартина получается прямо-таки парадоксальная: работники, «вписавшиеся» в лимит, вообще не говорят по служебным мобильным телефонам в личных целях! А если принять во внимание логику, приведшую к появлению лимита, оказывается, что этот вывод прямо противоречит причине, по которой лимит был установлен. Ведь все зависит от размера лимита. А размер этот, заметьте, предприятие определяет самостоятельно. И определить его можно так, что лимита «хватит» и на производственные разговоры, и на личные. Поэтому заявлять о том, что расходы в пределах лимита безоговорочно можно отнести к валовым расходам, мягко говоря, не вполне корректно. Дело в том, что в Законе о прибыли нет ни единого слова ни о расходах на мобильную связь вообще, ни о каком-либо их нормировании (в том числе и об установлении лимита) в частности. Поэтому наличие лимита на «мобильные» расходы не освобождает предприятие от доказательства связи понесенных в пределах лимита расходов с хозяйственной деятельностью! О том, как доказать такую связь, написаны тома2, и мы не будем здесь останавливаться на этом. Заметим лишь, что даже если бы на уровне Закона о прибыли была установлена «валоворасходность» разговоров в пределах лимита с разрешением не доказывать связь таких разговоров с хозяйственной деятельностью, в реальной действительности это выглядело бы не так, как хотелось бы. В качестве примера можно назвать 50-процентное ограничение по ГСМ для легковых автомобилей, установленное пп.5.4.10 ст.5 Закона о прибыли. Несмотря на то, что в Законе прямо указано, что «при этом плательщик налога освобождается от обязанностей доказывания связи таких расходов с его хозяйственной деятельностью», на практике списание ГСМ повсеместно осуществляется с использованием двойного ограничения, всячески поощряемого представителями контролирующих органов. Сначала фактический расход ГСМ сверяется с нормами, установленными Минтрансом (о которых, кстати, в Законе — ни слова!), а затем все, что «вписалось» в эти нормы, относится к валовым расходам в размере 50 процентов3. Таким образом, предприятию, решившему установить лимит на мобильные разговоры своих сотрудников, необходимо помнить, что на самом деле единственной истинной целью такого ограничения является контроль над использованием ресурсов предприятия (контроль издержек), а не «амнистия» для доказательства связи таких расходов с хозяйственной деятельностью. ВОПРОС 2 Kак определить размер лимита? Kак мы отмечали выше, размер лимита — это продукт «творчества» конкретного предприятия. Направлений для развития этого «творчества» может быть два. Первое — установление фиксированного лимита, когда лимит устанавливается в виде фиксированной суммы (один для всех либо в зависимости от категорий сотрудников). Второе — установление процентного лимита, когда лимит устанавливается в виде процента к фактическим расходам на мобильную связь (например, 2% суммы по счету за месяц, выставленному оператором по каждому телефонному номеру, считаются «непроизводственными»). Несмотря на то, что большинство предприятий, прибегающих к лимитированию, идут по первому пути и устанавливают конкретные фиксированные суммы лимита, на наш взгляд, более предпочтительным является второй вариант. Особенно, если рассматривать лимит как косвенное подтверждение связи «мобильных» расходов с хозяйственной деятельностью. Поясним почему. При использовании фиксированного лимита вполне возможны ситуации, о которых мы уже упоминали: все сотрудники «вписались» в лимит, а значит, по мнению руководства, не вели личных разговоров по служебным мобильным телефонам (что само по себе — нереально). В свою очередь, установление процентного лимита для личных разговоров означает, что при любом объеме понесенных расходов на мобильную связь сотрудники использовали эту связь, в том числе, и в личных целях (а это, бесспорно, гораздо правдоподобнее). Но, повторимся, что какой бы способ установления лимита не избрало предприятие, позаботиться о доказательстве связи с хозяйственной деятельностью в пределах лимита все равно придется. ВОПРОС 3 Kак документально оформить лимит? Здесь все зависит от того, какой документооборот сопровождает процесс использования мобильной связи на предприятии и какими внутренними документами это использование регламентируется. Поэтому документальное «закрепление» лимита может осуществляться как на уровне отдельного приказа руководителя об установлении «мобильных» лимитов, так и на уровне Положения (Порядка, Правил и т.д.) пользования мобильной связью на предприятии, если таковые имеются. Иногда бухгалтеры задают вопрос, а необходимо ли в каком-то документе обосновывать размер лимита (если речь идет о фиксированной сумме) или алгоритм его расчета (если устанавливается процент-ный лимит). По нашему мнению, такой необходимости нет (равно, как нет необходимости устанавливать лимит вообще). В то же время если введением лимита руководство предприятия преследует далеко идущую цель — получить дополнительный аргумент для доказательства «хозяйственности» мобильной связи в пределах этого лимита, то вполне возможно, что статистико-математические выкладки по его расчету произведут благоприятное впечатление на проверяющих. Хотя никакой научно обоснованный размер лимита не может служить стопроцентной гарантией такой «хозяйственности». ВОПРОС 4 Kакие санкции могут применяться к сотруд-никам-нарушителям? Естественно, наличие любого запрета предполагает существование санкций за его нарушение. Даже если эти санкции никогда и ни к кому не применялись. Тем не менее, как свидетельствует практика, именно вокруг применения санкций за «сверхлимит» в налоговом учете предприятия возникают самые оживленные дискуссии. Но прежде чем прогнозировать и анализировать налоговые последствия таких санкций, следует четко представлять причины их возникновения. А для этого необходимо определиться с характером нарушения. Так, принципиально отличается по своим налоговым последствиям «мобильный» перерасход: - в связи с производственной необходимостью; - в личных целях. Рассмотрим ситуацию, когда сотрудник превысил лимит исключительно в производственных целях. Например, выполнение задачи, поставленной руководством, потребовало значительно больше «мобильных» минут, чем предполагалось в рамках лимита. Kонечно же, применять санкции к такому сотруднику совершенно нелогично. А для того, чтобы у руководства не было сомнений в производственном характере нарушения лимита, от сотрудника желательно получить письменное обоснование правомерности осуществленных расходов. Kроме этого, неплохим аргументом за такие сверхлимитные расходы может стать приложенный к заявлению (докладной записке) работника детализированный счет (в народе его называют «расшифровка») оператора по данному мобильному номеру. Заметим, что здесь мы говорим о расшифровке счета не как об обязательном документе, подтверждающем связь понесенных расходов с хозяйственной деятельностью4, а как о частном случае, когда такая расшифровка служит целям прежде всего управленческого учета («производственный» перерасход), а не налогового учета вообще. Если речь идет о прямом «несанкционированном» нарушении лимита (перерасход в личных целях), то применять санкции, бесспорно, необходимо. А вот вариантов наказания нарушителя может быть два, когда перерасход: - удерживается из заработной платы работника; - рассматривается как дополнительный доход работника. Заметим, что удержание перерасхода из заработной платы подойдет для тех предприятий, которые хотят ударить по карману нарушителей — возложить на них всю тяжесть ответственности за содеянное. Однако такой подход чреват наличием некоторых проблем в области трудового права. Перерасход, названный дополнительным благом сотрудника, в конечном счете, ляжет на плечи предприятия. Все, что ощутит работник, — это пятнадцать с лишним процентов дополнительных удержаний из полученных «на руки» доходов (в случае, если предприятие, конечно, решит не применять «натуральный» коэффициент к сумме такого дополнительного блага). Поскольку налоговые и правовые последствия нарушения для работника мы уже обсуждали5, более подробно останавливаться на них здесь мы не будем, а поговорим о налоговых последствиях для самого предприятия. По ту сторону лимита Определившись с основными параметрами самого лимита, предприятию следует хорошенько продумать свои действия в налоговом учете, которые оно предпримет при появлении работников-нарушителей. Для этого необходимо ответить на такие два вопроса: - каковы последствия нарушения лимита в налоговом учете самого предприятия? - как работает связь «валовые расходы — НДФЛ»? Ответ на первый вопрос представлен в табл.1. А вот второй вопрос, пожалуй, требует некоторого пояснения. Речь идет о негласном правиле, очень часто используемом при проверках представителями контролирующих органов. Звучит оно приблизительно так: если выплата относится к валовым расходам, то НДФЛ из нее не удерживается. И наоборот — из выплаты, не отнесенной к валовым расходам, следует удержать НДФЛ. Заметим, что это правило справедливо лишь отчасти, но предприятия, применяющие «мобильные» лимиты, зачастую оказываются его заложниками. Kак это происходит, мы поговорим ниже, комментируя табл.1. Таблица 1. Налоговые последствия превышения лимита № п/п Налоговые последствия для работника Налоговые последствия для предприятия Документальное обеспечение смелого налогоплательщика осторожного налогоплательщика 1 Превышение лимита носит производственный характер (перерасход осуществлен в связи с производственной необходимостью) 1.1 Поскольку расходы осуществлены в связи с хозяйственной деятель-ностью, превышение лимита не рассматривается как доход работника. Налоговые последствия отсутствуют* Сумма превышения включается в валовые расходы, поскольку имеется подтверждение того, что превышение связано с хозяйственной деятельностью Сумма превышения не включается в валовые расходы, поскольку на предприятии существует лимит и любое превышение не должно увеличивать валовые расходы Документы, подтверждающие производственный характер превышения: - заявление (докладная записка) сотрудника; - детализированный счет оператора (желательно) *Правда, при фискальном подходе может присутствовать НДФЛ (см. комментарий после таблицы) 2 Превышение лимита носит непроизводственный характер (перерасход осуществлен в личных целях) 2.1 Сумма превышения удерживается из заработной платы работника, дополнитель-ных налоговых последствий нет Удержанная сумма не отражается в налоговом учете предприятия Удержанная сумма увеличивает валовой доход на основании пп.4.1.6 ст.4 Закона о прибыли как полученная штрафная санкция Заявление от работника с просьбой провести соответствующее удержание из зарплаты 2.2 Сумма превышения включается в валовые расходы при оплате счета оператора, а затем в валовой доход — при удержании из заработной платы (пп.4.1.6 ст.4 Закона о прибыли) 2.3 Сумма превышения считается дополнительным благом, из которого удерживаются НДФЛ и социальные взносы Начисленный доход в виде дополнитель-ного блага включается в валовые расходы как часть фонда оплаты труда согласно пп.5.6.1 ст.5 Закона о прибыли и пп.2.3.4 Инструкции № 5 Начисленный доход в виде дополнительного блага “не участвует в налоговом учете Ведомость начисления заработной платы Прокомментируем некоторые положения таблицы. Разделив позицию предприятия на смелую и осторожную, мы имеем в виду следующее. При смелом подходе предприятие использует лимит лишь для того, чтобы контролировать расходы на мобильную связь своих сотрудников, поэтому идентификация перерасхода лимита как использования мобильной связи в непроизводственных целях не более чем условность. Смелый налогоплательщик включает в состав валовых расходов фактические расходы на мобильную связь согласно счетам, выставленным оператором, а не расходы в пределах лимита. Ведь «непроизводственность» сверхлимитных разговоров (равно, как и «производственность» в пределах лимита) тоже нужно доказать! Если же следовать логике, что все сверхлимитные разговоры — всегда непроизводственные, то следующим шагом после неотнесения сверхлимитных расходов к составу валовых должно быть… сторнирование той части суммы начисленной амортизации мобильных телефонов, которая приходится на их непроизводственное использование. Смелые налогоплательщики при проверках могут столкнуться с проблемой трактовки взаимосвязи валовых расходов и НДФЛ. Например, при перерасходе лимита в производственных целях (стр.1.1 табл.1) включение суммы перерасхода в валовые расходы может ошибочно трактоваться представителями контролирующих органов как сигнал к удержанию НДФЛ из сверхлимитной суммы (с предварительным начислением дохода работнику). Осторожный налогоплательщик, наоборот, идентифицирует лимит с производственной направленностью «мобильных» расходов. Следовательно, все, что не вписывается в лимит, не будет отражено в валовых расходах. При таком подходе будет оченьтяжело обосновать вариант превышения лимита в производственных целях. Более того, здесь должна быть четко выдержана связь «валовые расходы — НДФЛ», ибо представители контролирующих органов воспринимают ее однозначно. Поэтому осторожные налогоплательщики, невключая суммы производственного «сверхлимита» в валовые расходы, должны удержать из этих сумм НДФЛ, предварительно начислив доход «проштрафившемуся» работнику. И в заключение анализа налоговых последствий превышения лимита для предприятия скажем несколько слов об НДС. Точнее — о сумме налогового кредита, на который предприятие может претендовать, неся расходы на мобильную связь. По мнению автора, «непроизводственное» превышение лимита не должно становится причиной отказа от той части суммы налогового кредита, которая приходится на такое превышение. Подтверждением этому является прямая норма Закона об НДС — пп.7.4.1 ст.7. Ведь именно так поступают смелые налогоплательщики и в отношении уже упомянутых нами ГСМ по легковым автомобилям, отражая 100 процентов налогового кредита по НДС при 50-процентном ограничении стоимости ГСМ, которую можно включить в валовые расходы, и в отношении лимитируемых расходов на рекламу (пп.5.4.4 ст.4 Закона о прибыли). В то же время осторожные налогоплательщики наверняка захотят последовать логике ГНАУ, которая в аналогичных ситуациях предлагает уменьшать сумму налогового кредита пропорционально сумме валовых расходов. Что ж, запретить делать это мы не вправе. Тем более, если предприятие само декларирует тот факт, что превышение лимита тождественно использованию мобильной связи не в хозяйственной деятельности. На предприятии установлен лимит использования мобильной связи в сумме 500 грн. (без НДС) на каждый телефонный номер. Фактические расходы на оплату мобильной связи по одному из номеров составили 840 грн. (в том числе НДС — 140 грн.)6, из которых 600 грн. (в том числе НДС) — расходы в пределах лимита, 240 грн. (в том числе НДС) — расходы сверх лимита. Превышение лимита было допущено: - ситуация 1 — в связи с производственной необходимостью; - ситуация 2 — в личных целях. В табл.2 приведены два варианта налогового учета — для смелого налогоплательщика (вари- ант 1) и для осторожного налогоплательщика (вариант 2). Таблица 2. Учет «мобильных» расходов, превышающих установленный лимит — — — — Kак видим, лимитирование мобильной связи на предприятии — достаточно сложный вопрос, который должен стать предметом тщательного анализа прежде, чем будет введен лимит. А посему — «думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь»… 1Подробнее об этом см.: Солодченко И. «Телефонный» лимит: согласие — продукт непротивления сторон? // Бухгалтерия. — 2007. — № 36. — C.50—52 (прим. ред.). 2См., в частности: Бондарева Е. Мобильная связь: проверенные рецепты «борьбы» с налоговиками // Бухгалтерия. — 2007. — № 5. — C.70—74; Мобильная связь // Виртуальные объекты — реальный учет. — K.: Блиц-Информ, 2005. — С.183—196. — (Энциклопедия бухгалтерских проводок; Kн.4) (прим. ред.). 3Подробнее см.: Шингур И. ГСМ: от приобретения до списания // Бухгалтерия. — 2007. — № 42. — С.32—35 (прим. ред.). 4Автор не приветствует столь изощренного документирования «мобильных» валовых расходов (прим. авт.). 5Подробнее см. материал, указанный в сноске 1 (прим. ред.). 6Для упрощения примера расчеты, связанные с «мобильным» пенсионным сбором, не приводятся (прим. авт.).

3) правила использования услуг связи, утвержденные приказом руководителя Ведь за лишние минуты использования мобильной связи предприятию.

3) правила использования услуг связи, утвержденные приказом минуты использования мобильной связи предприятию придется.

  • А вот приказ, правила пользования мобильной связью на предприятии и перечень пользующихся ею работников работодатель должен.
  • Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная Вот и выходит, что такие мобильные затраты предприятия, с точки зрения для использования в хозяйственной деятельности предприятия. вопросов продолжать выделять средства на мобильную связь.
  • Инструкция по статистике заработной платы. Правил и т.д.) пользования мобильной связью на предприятии, если таковые имеются.

Сегодня уже невозможно представить себе предприятие, не пользующееся услугами сотовой связи. Ее преимущества налицо: нужный человек доступен всегда и везде. Многие организации идут даже на то, чтобы компенсировать своим работникам расходы на использование их личных мобильных телефонов и соответственно на телефонные переговоры. О том, каким образом такие расходы отражаются в налоговом и бухгалтерском учете предприятия, и пойдет речь в данной статье. Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор» Документы статьи Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР. Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР. Закон № 889 — Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV. Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV. Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88. Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета по статистике Украины от 13.01.2004 г. № 5. Компенсируем расходы на мобильную связь На практике нередко случается, что работники предприятия (например, руководители, их заместители, главные бухгалтеры, водители, менеджеры, секретари, продавцы, курьеры) используют собственные мобильные телефоны в служебных целях. В такой ситуации возникает закономерный вопрос: к каким налоговым последствиям это приводит, можно ли расходы на оплату услуг сотовой связи учесть в составе валовых расходов предприятия, а уплаченный в связи с этим НДС — в составе налогового кредита? К сожалению, утвердительно на этот вопрос ответить нельзя. Дело в том, что при формировании валовых расходов и налогового кредита по НДС во главу угла ставится один важный принцип — связь осуществленных расходов с хозяйственной деятельностью налогоплательщика. В рассматриваемой же ситуации подтвердить связь понесенных расходов на оплату услуг мобильных операторов с хоздеятельностью предприятия очень сложно, даже если запастись для этого стопкой соответствующих приказов и служебных записок. Ведь ни мобильные номера (SIM-карты), ни сами телефонные аппараты не принадлежат предприятию на праве собственности и не используются им на основании договора аренды. Вот и выходит, что такие мобильные затраты предприятия, с точки зрения налогообложения, классифицируются не иначе как финансирование личных нужд работников (причем тот факт, что телефонные переговоры проводились в служебных целях, здесь, к сожалению, роли не играет). А п.п. 5.3.1 Закона о налоге на прибыль, как вы знаете, преграждает путь к валовым расходам тем затратам, которые направлены на финансирование личных потребностей физических лиц, за исключением выплат, предусмотренных пп. 5.6, 5.7, и в других случаях, предусмотренных нормами этого Закона. Кстати, аналогичную норму содержит и п.п. 7.4.4 Закона об НДС, запрещающий налоговый кредит по приобретенным материальным ценностям (услугам), не предназначенным для использования в хозяйственной деятельности предприятия. Если этот барьер вас не смущает и вы готовы ради оперативного решения производственных вопросов продолжать выделять средства на мобильную связь, отказавшись при этом от валовых расходов и налогового кредита, нужно иметь в виду следующее. Оплачивая телефонные разговоры сотрудников за счет предприятия, вы столкнетесь с тем, что выплаченные суммы будут классифицироваться согласно п.п. «е» п.п. 4.2.9 Закона № 889 как доход работника, полученный от работодателя в качестве дополнительного блага с обложением его налогом с доходов физических лиц по ставке 15 %, что подтверждает письмо ГНАУ от 20.07.2005 г. № 6837/6/17-3116. Кроме того, если такие выплаты приобретут регулярный характер, не исключено, что они будут приравнены к расходам на оплату труда с необходимостью начисления и удержания взносов в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования на основании п.п. 2.3.4 Инструкции № 5. Согласитесь, такая перспектива не очень-то радует. В качестве выхода из этого положения можно предложить заменить не слишком выгодную разовую компенсацию мобильных разговоров нецелевой разовой материальной помощью (например, в связи с семейными обстоятельствами), предусмотренной п.п. 9.7.3 Закона № 889. Хотя при этом вы и не избежите необходимости удержания налога с доходов физических лиц, зато у вас не будет нужды облагать эту сумму соцвзносами. Правда, валовых расходов у вас также не будет, поскольку эта выплата не включается в фонд оплаты труда. Другое дело, если возмещение личных расходов работника на мобильную связь предусмотрено коллективным или трудовым договором в разделе «Оплата труда». Тогда и регулярная компенсационная выплата не пугает. В таком случае считается, что данные выплаты осуществляются в связи с отношениями трудового найма. Поэтому, на наш взгляд, сумму возмещения работникам мобильных расходов следует рассматривать как составляющую заработной платы, применяя к ней нормы п. 3.5 и п.п. 6.5.1 Закона № 889. Иными словами, при определении базы налогообложения начисленный доход работника можно уменьшить на сумму удержанных взносов в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования. Кроме того, у предприятия появляется право учесть сумму мобильных расходов при определении максимального размера дохода наемного лица для применения налоговой социальной льготы. Нужно помнить, что в этой ситуации сумма возмещения работникам стоимости мобильных услуг является доходом, выплаченным на руки, поэтому для определения дохода, подлежащего начислению, необходимо применить «натуральный» коэффициент, предусмотренный п. 3.4 Закона № 889 (в 2008 году он равен 1,176471). Эта сумма также является базой для начисления и удержания взносов в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования, так как представляет собой элемент фонда оплаты труда (п.п. 2.3.4 Инструкции № 5). Поскольку в коллективном или индивидуальном трудовом договоре (в разделе «Оплата труда») содержится условие о возмещении работникам расходов на мобильную связь, начисленный им доход (с учетом «натурального» коэффициента) может быть включен в состав валовых расходов предприятия на основании п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль. Пример 1. Предприятие ежемесячно возмещает работнику (менеджеру отдела сбыта) осуществленные им расходы на мобильную связь. Данная выплата предусмотрена коллективным договором в разделе «Оплата труда». В апреле 2008 года эта сумма составила 300 грн. Заработная плата работника за апрель 2008 года — 1800 грн. Начисленный доход работника в виде компенсации расходов на мобильную связь составил: 300 грн. х 1,176471 = 352,94 грн. В апреле 2008 года общий месячный налогооблагаемый доход работника составил 2152,94 грн. (1800 грн. + 352,94 грн.). База для обложения соцвзносами также составляет 2152,94 грн. В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями: — — Существует и еще один законный вариант разрешения ситуации — оформление с работниками договоров аренды их мобильных телефонов с оптимальным для обеих сторон размером арендной платы. Оформляем договор аренды мобильного телефона Решив двигаться по такому пути, следует учесть, что договор аренды заключается в письменном виде и должен соответствовать требованиям, изложенным в § 1 главы 58 «Наем (аренда)» ГКУ. Иными словами, в договоре аренды необходимо предусмотреть следующие обязательные условия: срок аренды, плату за пользование телефонным аппаратом, порядок передачи арендованного имущества и т. д. Если телефонный аппарат передается в аренду вместе с мобильным номером (SIM-картой), то этот факт также необходимо указать в договоре аренды. При этом во избежание каких-либо нежелательных вопросов баланс счета абонента лучше обнулить. Отдельного внимания заслуживает вопрос о размере платы за пользование телефоном. Учитывая, что арендодателем такого объекта выступает физическое лицо — неплательщик налога на прибыль, предприятию-арендатору необходимо помнить об «обычноценовых» нормах п. 7.4 Закона о налоге на прибыль и п. 4.2 Закона об НДС. Со своей стороны, предприятие при осуществлении любой операции исходит из того, что обычная цена — это цена, определенная стронами договора, и что она соответствует уровню справедливых рыночных цен. Доказывать такое соответствие ни продавец, ни покупатель не обязаны. А если у представителей налоговой службы все же возникли сомнения относительно обычности цены предоставляемых или приобретаемых предприятием услуг, то доказывать обратное должны именно они (п.п. 1.20.8 Закона о налоге на прибыль). Если вы, желая материально простимулировать своих работников-арендодателей, решили установить довольно высокую арендную плату, вам все же следует подстраховаться и запастись доказательствами того, что на момент получения услуг у вас отсутствуют заключенные договоры с идентичными (однородными) услугами в сопоставимых условиях. Правда, не исключена ситуация, когда налоговый инспектор заявит, что данные о стоимостной величине арендных операций можно получить в органах статистики. Но статорганы вряд ли поделятся такими сведениями, хотя бы по причине их отсутствия, ведь не каждое предприятие и не каждый день именно в вашем регионе арендует точно такой мобильный телефон, выплачивая при этом такую высокую арендную плату. А раз договорную цену сравнивать не с чем (она является индивидуальной), то ее и можно считать обычной, опираясь на п.п. 1.20.6 Закона о налоге на прибыль. Итак, договор заключен, оптимальная арендная плата установлена. Теперь самое время подумать о правилах налогообложения такой арендой операции и об отражении в учете стоимости услуг сотовой связи. Выплачиваем арендную плату работнику Согласно п.п. «е» п. 1.3 Закона № 889 доход от предоставления в аренду движимого имущества (которым, собственно, и является мобильный телефон) — это доход физического лица с источником его происхождения из Украины. Такой доход включается в состав общего месячного налогооблагаемого дохода работника и облагается налогом с доходов физических лиц по ставке 15 %. При этом юридическое лицо — арендатор является налоговым агентом арендодателя в связи с начислением ему дохода от предоставления в аренду мобильного телефона. Начисленный налог перечисляется в бюджет одновременно с выплатой дохода. Если начисленный доход не выплачивается, то удержанный налог с доходов подлежит перечислению в сроки, установленные для месячного отчетного периода, т. е. в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем отчетного периода (см. п.п. 8.1.2 Закона № 889). Что касается взносов в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования, то арендная плата не является объектом для их начисления и удержания, поскольку не является элементом фонда оплаты труда. Расходы на выплату арендной платы с полным правом включаются в налоговом учете — в валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль по дате начисления арендного платежа согласно п.п. 7.9.6 этого Закона, а в бухгалтерском учете — в состав расходов отчетного периода. Оплачиваем услуги мобильной связи Прежде всего отметим, что владелец мобильного телефона может пользоваться услугами сотовой связи на условиях контрактного подключения и предоплаченного сервиса. Контрактное подключение предусматривает заключение договора о предоставлении услуг сотовой связи с официальным дилером оператора мобильной связи, в котором указывается владелец телефонного номера. Предоставленные оператором услуги связи владелец оплачивает на основании соответствующих счетов. Учитывая, что услуги мобильной связи предоставляются непосредственно абоненту — физическому лицу, он не имеет права на основании договора аренды телефона предоставлять арендатору услуги связи. Во-первых, для этого необходима лицензия, а во-вторых, в соответствии со ст. 759 ГКУ по договору аренды арендатор может передать арендодателю в пользование на определенный срок и за определенную плату только имущество. Выходом из данной ситуации может стать один из вариантов: — перезаключение договора с оператором мобильной связи для того, чтобы в этом договоре в качестве абонента фигурировало предприятие — юридическое лицо, а не физлицо-работник. В таком случае счета на оплату услуг будут адресованы непосредственно предприятию; — заключение абсолютно нового договора с оператором мобильной связи о предоставлении услуг. В этом случае предприятие, арендуя у работника только телефонный аппарат, само приобретет право пользования телефонным номером (SIM-картой). Предоплаченный сервис не предполагает заключения договора и идентификации владельца телефонного номера. В этом случае оплата услуг связи происходит путем покупки скретч-карт и пополнения счета с использованием определенного кода, указанного на этой скретч-карте. При таких условиях у предприятия также есть выбор: — либо пользоваться телефонным номером (SIM-картой) сотрудника и при этом самостоятельно приобретать скретч-карты для пополнения счета; — либо самостоятельно приобрести в пользование SIM-карту, установить ее на принадлежащий работнику-арендодателю аппарат и также самостоятельно пополнять счет с помощью скретч-карты. Приобретая скретч-карты, предприятие, по сути, уплачивает оператору мобильной связи или дилеру аванс. В бухгалтерском учете расходы в связи с приобретением таких скретч-карт следует отражать на счете 39 «Расходы будущих периодов», если использование лимита длится более месяца, с последующим списанием их на расходы того периода, в котором они фактически осуществлены. Если же использование лимита длится менее месяца, понесенные затраты сразу можно списывать на счета расходов. Собственно, в таком же порядке отражается в бухгалтерском учете и уплаченный аванс при контрактном подключении. Подтверждаем валоворасходность затрат на служебные телефонные переговоры Для того чтобы у предприятия были основания отнести стоимость мобильных разговоров по арендованным у сотрудников телефонам к составу валовых расходов (независимо от того, самостоятельно оно оплачивает услуги оператора связи или компенсирует понесенные работником расходы), нужно запастись определенным комплектом подтверждающих документов, в противном случае п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль просто не позволит вам претендовать на валовые расходы. Что же может входить в этот комплект документов? Ответ на данный вопрос находим в письме Госкомпредпринимательства от 30.03.2004 г. № 1964 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 45), где в списке фигурируют всего три пункта: — расчетные документы об уплате услуг мобильной связи на основании счетов оператора; — приказ руководителя о приобретении мобильных телефонов и использование их в хозяйственной деятельности предприятия; — договор с оператором мобильной связи о предоставлении услуг с указанием перечня обслуживаемых номеров телефонов. Хотя в данном письме идет речь о ситуации, когда у предприятия на балансе числятся телефонные аппараты и оно самостоятельно заключает договоры с оператором мобильной связи или приобретает в пользование SIM-карты, на наш взгляд, приведенный перечень вполне можно использовать и арендатору мобильных телефонов. Вы можете спросить: нужны ли для подтверждения валоворасходности мобильных затрат детализированные счета по каждому номеру? Судебные органы по этому поводу высказались вполне однозначно: нет, не нужны. В качестве подтверждения предлагаем обратиться к постановлению ВХСУ от 01.07.2004 г. по делу № 5/1961-3/213, в котором наличие расшифровок телефонных разговоров признано не обязательным, поскольку они не являются теми документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета. В данном постановлении также говорится, что п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль, на который обычно ссылаются налоговики при рассмотрении статуса мобильных затрат, предусматривает в качестве причины для невключения затрат в валовые расходы лишь случай полного отсутствия каких-либо расчетных, платежных и других документов. А расходы на оплату услуг мобильной связи подтверждаются первичными бухгалтерскими документами: счетами, налоговыми накладными. Напомним, что по своей форме первичные документы должны соответствовать требованиям ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88. О том, что позиция служителей Фемиды является неизменной, свидетельствуют и другие судебные решения (см., в частности, постановление ВХСУ от 08.07.2004 г. по делу № 5/1176-2/100 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 21, определение ВАСУ от 06.04.2006 г. // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 44). Кстати, более детальную информацию по этому вопросу вы можете получить из статьи «Как обосновать валовые расходы по услугам мобильной связи» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 10. Ну вот, когда подтверждающие документы собраны, можно смело увеличивать валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль и налоговый кредит на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС. Пример 2. Предприятие заключило со своим работником (директором) договор аренды мобильного телефона стоимостью 2400 грн. Ежемесячная арендная плата за него составляет 200 грн. Согласно договоренности предприятие подключило арендуемый телефон на условиях контракта с официальным дилером оператора мобильной связи. Оплата за подключение к сети оператора составила 250 грн. (без НДС — 196,08 грн.; НДС 20 % — 39,22 грн.; сбор в Пенсионный фонд 7,5 % — 14,70 грн. В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:','url':'http://www.nibu.factor.ua/golden/doc.html?id=1426','og_descr':'Сегодня уже невозможно представить себе предприятие, не пользующееся услугами сотовой связи. Ее преимущества налицо: нужный человек доступен всегда и везде. Многие организации идут даже на то, чтобы компенсировать своим работникам расходы на использование их личных мобильных телефонов и соответственно на телефонные переговоры. О том, каким образом такие расходы отражаются в налоговом и бухгалтерском учете предприятия, и пойдет речь в данной статье. Наталья БЕЛОВА,...

инструкция пользования мобильной связью на предприятии

«Корпоративная мобильная связь» - совокупность услуг мобильной связи, ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. 3.1. Бессрочно (на период работы на предприятии); На период с ______ по.

Сколько их должно быть, каждое предприятие решает самостоятельно. правила пользования мобильной связью, утвержденные руководителем;.

инструкция пользования мобильной связью на предприятииинструкция пользования мобильной связью на предприятии
Комментарии (0)Просмотров (112)


Зарегистрированный
Анонимно